На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МЫ - БОГИНИ

2 529 подписчиков

Вне времени: Эдуард Асадов

Эдуард Асадов родился 7 сентября 1923 года в туркменском городе Мерв (ныне Мары). Отец - Асадов Аркадий Григорьевич, окончил Томский университет, в годы Гражданской войны - комиссар, командир 1-й роты 2-го стрелкового полка, в мирное время работал учителем в школе. Мать - Асадова Лидия Ивановна, учительница. В 1929 году после смерти отца Асадовы переехали в Свердловск. Свои первые стихи он написал именно там, в возрасте 8 лет. Впечатления от города нашли отражение в произведениях «Лесная река», «Свидание с детством», «Поэма о первой нежности».

В 1939 году Лидию Ивановну перевели на работу в Москву. Здесь Эдуард продолжал писать стихи - о школе, о недавних событиях в Испании, о пеших лесных походах, о дружбе, о мечтах.

Через несколько дней после выпускного вечера в школе летом 1941 года Эдуард записался добровольцем на фронт. Он был направлен под Москву, где формировались первые подразделения знаменитых миномётов - «катюш». Его назначили наводчиком орудия в 3-й дивизион 4-го гвардейского артиллерийского миномётного полка. После полутора месяцев интенсивной учёбы дивизион, в котором служил Асадов, был направлен под Ленинград. Произведя первый залп по врагу 19 сентября 1941 года, дивизион сражался на самых трудных участках Волховского фронта. Осенью 1942 года Эдуард Асадов был срочно командирован во 2-е Омское гвардейское артминомётное училище, где за 6 месяцев прошёл двухлетний курс обучения. В мае 1943 года, успешно сдав экзамены и получив звание лейтенанта и грамоту за отличные успехи, Эдуард Асадов прибыл на Северо-Кавказский фронт. В должности начальника связи дивизиона 50-го гвардейского артминомётного полка 2-й гвардейской армии он принимал участие в боях под станицей Крымской.

Вскоре последовало назначение на 4-й Украинский фронт. Служил сначала помощником командира батареи гвардейских миномётов, затем был назначен командиром батареи.

После освобождения Перекопа войска 4-го Украинского фронта двинулись в Крым. За 2 недели до подхода к Севастополю лейтенант Асадов принял командование батареей. В конце апреля заняли село Мамашаи. Поступило распоряжение разместить 2 батареи гвардейских миномётов на взгорье и в лощине у деревни Бельбек, в непосредственной близости от врага. Главный удар с земли и с воздуха пришёлся на батарею Асадова, которая к утру 3 мая 1944 года была практически разбита. Уцелевшие снаряды Асадову приказали перевезти на соседнюю батарею. Когда гружёная снарядами машина выбралась на плоскогорье, её засекли с воздуха. Два «юнкерса», вынырнув из облаков, сделали круг над машиной - пулемётная очередь наискось прошила верхнюю часть кабины, а вскоре где-то совсем рядом упала бомба. На самом тяжёлом участке дороги лейтенант Асадов выпрыгнул из кабины и пошёл впереди, показывая водителю путь среди камней и воронок. В результате разрыва снаряда лейтенант был тяжело ранен и навсегда потерял зрение. Но боеприпасы были доставлены вовремя. За этот подвиг гвардии лейтенант Асадов был награждён орденом Красной Звезды, а спустя многие годы, 18 ноября 1998 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Но не своим боевым прошлым и званиями известен этот человек. Над его стихами плачут и двенадцатилетние девочки и пятидесятилетние дамы. Окунемся в лирику Эдуарда Асадова!

Она вошла, совсем седая,
Устало села у огня,
И вдруг спросила «Я не знаю,
За что ты мучаешь меня.
Ведь я же молода, красива,
И жить хочу, хочу любить
А ты меня смеряешь силой
И избиваешь до крови.
Велишь молчать? И я молчу,
Велишь мне жить, любовь гоня?
Я больше не могу, устала.
За что ты мучаешь меня?
Ведь ты же любишь, любишь, любишь,
Любовью сердце занозя,
Нельзя судить, любовь не судят.
Нельзя. Оставь свои «нельзя».
Отбрось своих запретов кучу,
Хоть сейчас, хоть в шутку согреши:
Себя бессонницей не мучай,

сходи с ума, стихи пиши.
Или в любви признайся, что ли,
А если чувство не в чести,
Ты отпусти меня на волю, не убивай, а отпусти».

И женщина, почти рыдая,

седые пряди уроня, твердила:
«Я не знаю, за что ты мучаешь меня...»

Он онемел.
В привычный сумрак вдруг эта буря ворвалась.
Врасплох, и некогда подумать
«Простите, я не знаю Вас.

Не я надел на Вас оковы»
И вдруг спросил едва дыша:

«Как Вас зовут? Скажите, кто Вы?»

Она в ответ: «Твоя Душа».

Картина дня

наверх