На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МЫ - БОГИНИ

2 529 подписчиков

Уловки мерчендайзинга

Обычный поход в супермаркет за продуктами иногда преподносит странные сюрпризы. При невыясненных обстоятельствах в сумке среди прочих покупок порой оказываются не очень-то любимые и, более того, совершенно несовместимые с диетой мармелад ядовитой расцветки и мясные полуфабрикаты. В душу закрадываются смутные предположения, после которых ставишь сама себе печальные диагнозы: потеря чувства меры и времени, ранняя забывчивость, рассеянность…

Но дело в другом: прилавки вновь заманили тебя в свои сети и выпустили, только вручив щедрую порцию "вредных" и ненужных продуктов.

В обществе потребления существует искусство заставить человека делать как можно больше покупок – мерчендайзинг. Это комплекс уловок, нацеленный на то, чтобы сформировать у покупателя так называемый "импульс покупки". В результате загадочное устройство мира Супермаркета с холмами фруктов, долинами молочных продуктов и ледниками полуфабрикатов продумано так, что покупатель приобретает больше, чем нужно, не то, что намеревался купить, и задерживается в магазине дольше запланированного времени.

Главное – вызвать у покупателя нужное эмоциональное состояние. А поэтому все ловушки расставлены с учетом человеческой психологии.

* У порога. Что бросается в глаза при входе в зал супермаркета? Цветочные композиции, комнатные и садовые растения, керамика и атрибуты для отдыха. Такое позитивное начало шопинга настраивает покупателя на положительные эмоции.

* Восприятие. Обстановка грамотно сконструированного супермаркета благотворно воздействует на наши органы чувств, настраивая на нужный (то есть выгодный для магазина) лад.

* Обоняние. В крупном супермаркете тебя никогда не встретят неприятные запахи рыбы или мяса - скорее, чуть уловимые нотки ненавязчивого ароматизатора или озона. Или ароматы свежевыпеченного хлеба или жареного кофе. В европейских супермаркетах служащие даже используют спреи с запахом свежего хлеба, если в магазине нет действующей пекарни. В итоге ты, соблазнившись ароматом выпечки, кладешь в корзину пакет аппетитных булочек, давая себе обещание "с завтрашнего дня" отказаться от мучного.

* Зрение. Куда ни глянешь - все радует глаз: от привлекательных этикеток до опрятности обслуживающего персонала. Зеленые, бежевые, светло-голубые тона пола и стен притупляют бдительность покупателя. Свет приглушенный, благодаря чему клиент моргает реже, а значит, способен смотреть на прилавки широко раскрытыми глазами. Световое оформление витрины в зависимости от представленного на ней товара корректирует наше представление о нем. Например, прилавок с мясными деликатесами может иметь розовую подсветку, в таком освещении нежный окорок выглядит еще аппетитнее. Лотки с сыром подсвечены желтоватыми лампами, под лучами которых сыр буквально светится изнутри! Не забывай, что взаимосвязь между полезным и привлекательным может быть прямо противоположной.

* Слух.  Скорость нашего движения по супермаркету задает музыкальный фон. Как правило, здесь звучит нейтральная музыка: песни поп-исполнителей или инструментальные композиции. Ритм мелодий спокойный, что замедляет передвижение и задерживает нас в магазине.

* Вдоль и поперек.  Хлеб и молоко - самые популярные продукты - часто оказываются в противоположных частях магазина не случайно. Передвигаясь от одного отдела к другому, приходится пересекать супермаркет насквозь, совершая дополнительные покупки по пути. Именно поэтому 5 основных групп продуктов - хлеб, мясо, молоко, овощи и фрукты, алкоголь - располагаются в противоположных точках торгового зала. Спланируй заранее свой маршрут. В случае, если хлеб и алкоголь не вписываются в план покупок, не стоит колесить с тележкой по всему супермаркету.

* Прятки.  Других неизменных спутников нашего стола - сахар и соль - придется поискать, а выставлены они могут быть где угодно. Чем дольше будут наши поиски, тем больше других продуктов окажется в корзине.

* Размещение.  Наиболее комфортно выбирать покупки там, где нет сутолоки, т. е. в самых широких проходах. Здесь и выставлены самые дорогие продукты. Но это еще не все. Протянув руку к прилавку, обрати внимание, на какой товар пал выбор? Скорее всего, на тот, чья цена выше стоимости соседей с верхних и нижних полок. Дорогие, менее полезные и востребованные товары удобно расставлены на уровне глаз и рук, и мы импульсивно выбираем именно их.

* Правило правой руки. Преобладающее число покупателей - "правши". Именно поэтому при входе в супермаркет и последующем движении наш взгляд падает в первую очередь направо. Здесь и подстерегают основные соблазны.

* Перекресток. Стратеги в супермаркетах знают, что при развороте тележки в одну сторону наш взгляд падает в противоположную. Поэтому не задерживайся на пересечении проходов, именно здесь выложено множество бесполезной мелочевки.

* Бесплатные образцы.  Когда мы получаем бесплатный образец продукта, то с вероятностью 80% впоследствии покупаем его. Возможно, не отходя от места. Именно с этой целью в залах супермаркетов устраиваются презентации. Как правило, недешевые чаи, хлебцы и мясные деликатесы попадают к нам в виде небольшой бесплатной порции, а чуть позже - уже в виде солидной упаковки оказываются в наших корзинах.

* Финишная прямая. Покупатель причаливает к кассе и попадает в новый капкан: лотки с мелочевкой. Конфеты для детишек и освежители дыхания для их родителей летят в телегу в момент ожидания очереди. Обрати внимание на монетницу, куда кассир со звоном стряхнет сдачу. В момент оплаты человек видит на дне блюдца рекламу товара, который, как нельзя, кстати, оказывается возле кассы. Такая монетница ненавязчиво напоминает покупателю, что он "забыл" купить - стоит только протянуть руку. Например, за шоколадным батончиком, которого "как раз не хватало".

Из журнала Nev Diet

 

Картина дня

наверх